аннотация:
Эффективный, мелодически изобретательный и профессионально сыгранный арт-рок этой группы был
популярен в первой половине 80-ых годов и стал одним из немногих примеров использования
в отечественном рок-н-ролле образцов серьёзной поэзии.
Группа появилась на свет в Николаеве (Украина) в 1974 году. Ее основатели
Ким Брейтбург (клавишные, гитара, вокал), Виктор «Клим» Литвиненко (гитара) и
Анатолий Дейнега (барабаны) впервые встретились еще в 1969 году в безвестном школьном
ансамбле, который играл на вечерах стандартный англоязычный репертуар.
Два года спустя группа естественным образом распалась в связи с окончанием школы ее
участниками. Однако в 1974 году Брейтбург, Литвиненко и Дейнега, к которым присоединился
новый басист Виктор «Вица» Радиевский, нашли приют под крышей студенческого клуба
местного Кораблестроительного института. В этот период Брейтбург уже начал сочинять
сам, хотя основу репертуара группы, получившей имя "Гаудеамус", попрежнему составляли
кавер-версии западных хитов. В 1975 "Гаудеамус" и выступил в Лениграде с собственной
интерпретацией рок-оперы "Jesus Chist Superstar".
В том же 1975 группа, под новой вывеской "Байконур", устроилась на работу в
Джезказганскую филармонию. В ее рядах появился Сергей Васильченко (флейта, клавишные,
вокал). На следующий год их занесло в Новосибирск, где филармония переименовала их в
"Гулливер". В 1976 их состав усилил еще один музыкант из Николаева, гитарист Михаил
Пирогов из группы "Гармония". Дейнега в том же году ушел, и за барабанами сменилось
несколько человек. В 1977 они вернулись в Николаев, снова стали "Гаудеамусом", хотя пару
месяцев числились в местной филармонии как "Поющие юнги". Помимо того у них то появлялась,
то исчезала медная группа.
В 1978 переживавшую трудные времена группу нашел представитель Донецкой филармонии,
предложивший музыкантам работу и относительную творческую свободу. Тогда же они в
последний раз сменили имя, раз и навсегда став "Диалогом". В группу вернулся Дейнега,
появилась секция духовых в составе: Юрий Ларин (труба), Александр Пирожков (саксофон) и
Владимир Бесьянов (тромбон). Они играли арт-рок и фьюжн, собственный репертуар и
официоз, в том же 1978 стали лауреатами II Всесоюзного конкурса артистов эстрады в
Запорожье, своими силами поставили музыкальный спектакль "Слово об Игоревом
походе" (по мотивам знаменитого памятника русской словесности), с которым год разъезжали
по стране; в 1979 к ним на некоторое время присоединилась певица Анна Салмина.
В марте 1980 группа "Диалог" приняла участие в фестивале "Весенние ритмы" в Тбилиси,
где показала первое из своих масштабных музыкальных полотен – сюиту "Под одним небом" на
стихи Семена Кирсанова. Она имела успех и "Диалог" занял третье место, а
Брейтбург был отмечен как лучший вокалист – и вполне заслуженно. В том же году "Диалог"
выступил в менее революционном, но по тем временам, весьма престижном песенном фестивале
в Сочи, где опятьтаки стал лауреатом. К концу 1980 "Диалог" покинул Пирогов, следом
исчезли все духовики, однако тут же появились гитарист Юрий Никифоров и певец Владимир
Ларченко.
Успех в Тбилиси и олимпийская оттепель начала 80-х годов позволили "Диалогу"
отказаться от формального эстрадного репертуара и целиком переключиться на
собственное творчество. В 1982 году они поставили очередной opus magnum Брейтбурга,
сюиту "Я – человек" (на стихи литовского поэта Ю. Марцинкявичуса). В музыкальном
отношении она во многом перекликалась с арт-роковыми опусами "Genesis" и "Yes", хотя
Брейтбург, безусловно, обладал достаточно самобытным мелодическим даром, а исключительно
эффектное и органично вошедшее в структуру концерта-спектакля лайт-шоу до сих пор
не имеет аналогов. Концерты группы, как правило, состояли из двух отделений: в первом
слушателям предлагалась очередная сюита, во втором – песенная программа,
демонстрирующая свой талант сочинять короткие, мелодически выразительные номера,
в которых уживались элементы рок-н-ролла, реггей, новой волны других направлений.
К явным достоинствам "Диалога" следует отнести и их деликатное обращение с поэзией
С. Кирсанова, А. Тарковского, В. Шефнера, Ю. Левитанского и т. д., которая в этом
песенном обличье не теряла своего смысла и органично вписывалась в мелодический контекст.
В 1982 Ларченко ушел, его место занял Николай Шевченко (клавишные, вокал) из
симферопольской арт-роковой группы "Интервью". В 1984 появляется сюита
«Раздели со мной», в 1986 «Однажды завтра» (вновь на стихи Кирсанова). Помимо этого в
середине 80-х годов группа записала серию довольно интересных магнитофонных альбомов –
"Квадратный человек" (1983), "Просто" (1984), "Детектив" (1986).
В декабре 1986 "Диалог" удачно выступил на "Рок-панораме" в Москве, а весной
1987 представлял звукозаписывающую индустрию СССР на фестивале "Мидем" в Каннах,
где получил хорошую прессу и ряд приглашений от организаторов концертов и фестивалей.
Следующие четыре года "Диалог" провел за границей:
группа выступила в общей сложности в двадцати трех странах.
Вместе с тем бум рок-н-ролла в самом СССР вывел на первые строки хит-парадов новое
поколение звезд, которое принесло с собой иную шкалу ценностей. На этом фоне "Диалог",
в поисках успеха обращавшийся то к хэви-метал, то к банальному, хотя и
безупречно звучавшему поп-року, оказался неактуален. Группу покинули Васильченко,
Никифоров и Шевченко, их места заняли два музыканта из таллинского "Радара":
Тоомас Ванем (гитара) и Андрей Долгих (клавишные).
Одна за другой вышли три пластинки группы, но они прошли почти незамеченными.
В той или иной форме "Диалог" существовал до начала 90-х годов.
Впоследствии его бывшие участники занялись студийной работой.
без подписи
|